Подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
В монографии рассматриваются вопросы теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, интернета и т.д.) в педагогических вузах. Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных концепций, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных курсов в педагогических вузах. В приложении содержатся: списки книг, интернетных сайтов по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиаграмотности, программы учебных курсов. Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Содержание
Введение: Развитие медиаобразования на современном этапе 4 1 Ключевые теории медиаобразования 16 2 Обоснование модели медиаобразования будущих педагогов 48 3 Классификация показателей развития медиаграмотности аудитории 92 4 Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности 115 5 Методика медиаобразования студентов педагогических вузов 123 6 Сравнительный анализ уровней показателей развития медиаграмотности студентов в контрольной и экспериментальной группах 150 7 Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников и студентов 182 Приложения Приложение 1. Блоки вопросов и заданий для выявления уровней медиаграмотности (развития аудитории в области медиакультуры) 202 Приложение 2. Вопросы для анкетирования на тему: «Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников и студентов» 218 Приложение 3. Медиаобразование в России: проблемы и перспективы. Материалы первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (2004) 220 Приложение 4. Сведения о ведущей научной школе Российской Федерации в области гуманитарных наук 250 Приложение 5. Программа учебного курса «История медиакультуры» 259 Приложение 6. Программа учебного спецкурса «Основы медиаобразования» 281 Литература и интернетные сайты по проблемам медиаобразования 292