Подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., В.Л.Колесниченко, Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.
ISBN 978-5-98517-153-2
В монографии рассматриваются теоретические и практические аспекты деятельности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами. Для преподавателей вузов, аспирантов, студентов, учителей, работников социокультурной и медийной сферы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 5 ГЛАВА 1. РОССИЙСКИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В ОБЛАСТИ МЕДИАПЕДАГОГИКИ 1.1. Массовое медиаобразование: профессионалы и неофиты ................ 23 1.2. Современное массовое медиаобразование в России: поиски новых теоретических концепций и моделей ................................ 31 1.3. Эволюция российских научных исследований в области медиаобразования ................................................................................. 47 1.4. Актуальность медиаобразовательных центров в современном обществе ............................................................................................ 90 1.5. Московские научно-образовательные центры в области медиапедагогики ............................................................................... 101 1.6. Региональные научно-образовательные центры европейской части России в области медиапедагогики ..................................................... 122 1.7. Научно-образовательные центры Урала и Сибири в области медиапедагогики ........................................................... 142 ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В ОБЛАСТИ МЕДИАПЕДАГОГИКИ 2.1. Американские научно-образовательные центры в области медиапедагогики ........................................................................... 162 2.2. Канадские научно-образовательные центры в области медиапедагогики ............................................................................ 186 2.3. Медиаобразовательные центры Австралии ..................................... 208 2.4. Британские научно-образовательные центры в области медиапедагогики ............................................................................. 220 2.5. Медиаобразовательные центры Германии ....................................... 250 2.6. Медиаобразовательные центры Франции ........................................ 278 ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 3.1. Синтетическая модель научно-образовательного центра в области медиаобразования .......................................................................... 289 3.2. Критерии и способы оценивания эффективности научно-образовательных центров в области медиапедагогики .............. 300 3.3. Оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования (констатирующий эксперимент) ....................................... 313 3.4. Всероссийская научная школа для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность»: итоги ............................. 336 3.5. Анализ выполнения студентами творческих заданий медиаобразовательного характера ....................................................353 3.6. Технология анализа аудиовизуальных медиатекстов на медиаобразовательных занятиях со студентами ..................................... 385 3.7. Итоговая оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования ................................................................... 485 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................... 488 ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................... 497 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Организационно-методические документы, в которых регламентируется деятельность НОЦ «Медиаобразование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте им. А.П. Чехова ................................................................... 504 Приложение 2. Сравнение основных характеристик (моделей и задач и др.) научно-образовательных центров (НОЦ) медиаобразования в России и ведущих зарубежных странах ........................................... 514 Приложение 3. Классификация показателей медиакомпетентности личности .......................................................................................... 520 Приложение 4. Блоки контрольных вопросов и творческих заданий для выявления уровней медиакомпетентности аудитории ................. 527 Приложение 5. Итоги констатирующего эксперимента по выявлению уровней медиакомпетентности аудитории (студентов Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова) ........... 539 Приложение 6. Итоги констатирующего эксперимента по выявлению уровней медиакомпетентности аудитории (студентов Южного федерального университета) ......................................................... 562 Приложение 7. Итоги констатирующего эксперимента по выявлению уровней медиакомпетентности аудитории (студентов Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова), прошедших курс обучения в рамках специализации «Медиаобразование» (03.13.30) ... 585 Приложение 8. Список авторефератов диссертаций российских авторов, посвященных тематике медиаобразования ...................................... 605