Подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант № 01-06-00027а В монографии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, кинематографа, видео, прессы, Интернета и т.д.), медиаграмотности, медиапедагогики в России с начала ХХ века до наших дней. Дается характеристика известных образовательных концепций ведущих российских медиапедагогов, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных курсов для школьников и студентов. Приводится база данных «Кто есть кто в российском медиаобразовании». В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний день списки российских книг, брошюр и статей, учебных программ, диссертаций, интернетных сайтов по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиаграмотности. Для преподавателей вузов, аспирантов, студентов, учителей, для широкой аудитории, интересующейся проблемами медиаобразования. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации 03.13.30. («Медиаобразование»), утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 17 1.1. Зарождение медиаобразования (1900-1918) 17 1.2. Становление медиаобразования: ОДСК и юнкоровское движение в постреволюционную эпоху (1919-1934) 18 1.3. Регресс медиапедагогической деятельности в эпоху тоталитарного идеологического контроля (1935-1955) 33 1.4. Либерализация педагогических концепций медиаобразования в период «оттепели» (1956-1968) 38 1.5. Эстетически ориентированное медиаобразование авторитарной эпохи (1969-1985) 52 1.6. Государственная поддержка медиаобразовательного движения в период «перестройки» (1986-1991) 69 ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 79 2.1. Современный этап развития медиаобразования 79 2.2. Теоретические и методические концепции медиаобразования 97 ГЛАВА 3. КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ РОССИЙСКОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ 104 3.1.Медиапедагогика Ю.Н.Усова 104 3.2.«Курганская школа»: от кинообразования – к медиаобразованию 127 3.3.Медиаобразование по С.Н.Пензину 140 3.4.О.А.Баранов – от киноклуба – к университету 147 3.5.И.С.Левшина – кинокритик и кинопедагог 153 3.6.А.В.Шариков – пионер российского медиаобразования 156 3.7.Интегрированное медиаобразование по Л.С.Зазнобиной 164 3.8.Кто есть кто в российском медиаобразовании 171 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 205 4.ПРИЛОЖЕНИЯ 207 4.1.Основные даты развития медиаобразования в России 207 4.2.Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов 211 4.3.Программа спецкурса «Медиаобразование» 217 4.4.Программа спецкурса «История и теория медиаобразования в России» 226 4.5.Список книг, брошюр и статей по проблемам медиаобразования, опубликованных российскими авторами на русском языке 233 4.6.Список книг, статей по проблемам медиаобразования, опубликованных российскими авторами на иностранных языках 257 4.7.Список диссертаций российских авторов, посвященных тематике медиаобразования 258 4.8.Список учебных программ по медиаобразованию, разработанных российскими авторами262 4.9.Адреса основных российских интернетных медиаобразовательных сайтов 264