Подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
В монографии рассматриваются технология анализа конкретных аудиовизуальных медиатекстов разных видов и жанров (как «массовой культуры», так и арт-хауса), что соответствует основному спектру медиаобразовательных задач высшей школы, особенно при обучении будущих культурологов, искусствоведов, социологов, филологов, психологов, педагогов. Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей, широкой аудитории, интересующейся проблемами медиакритики, медиаобразования и анализа медиатекстов.
Оглавление Введение ………………………………………………………………………4 1. Структурный и сюжетный анализ медиатекстов детективного жанра…6 2. «Тайна двух океанов» - роман и его экранизация: возможности структурного анализа …………………………………………………….14 3. «Гиперболоид инженера Гарина»: роман и его экранизации………….24 4. Советская кинофантастика рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американские экранные трансформации…………………………………31 5. Анализ культурной мифологии медиатекста на примере повести А.Беляева «Человек-амфибия» (1927) и ее экранизации (1961)………..41 6. Герменевтический анализ советских военно-утопических фильмов второй половины 1930-х годов…………………………………47 7. В сетях шпионажа: стереотипы советских фильмов о шпионах 1930-х годов…………………………………………………….59 8. «Случай с ефрейтором Кочетковым» (1955) и его ремикс «Сады скорпиона» (1991) …………………………………………………64 9. Образ войны в советском кино: структурный анализ медиатекста.........67 10. Анализ медиатекста, содержащего сцены насилия (на примере фильма «Груз 200», 2007)……………………………….…76 11. «Маленький школьный оркестр» (1968): еще один опыт герменевтического анализа медиатекста……………………………..…98 12. Анализ медийных стереотипов положительного образа России (на примере экранизаций романа Жюля Верна «Михаил Строгов») ..106 13. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946-1991) (на примере фильма Т.Хэкфорда «Белые ночи», 1984)….115 14. «Индиана Джонс и Храм хрустального черепа» (2008) Стивена Спилберга как пародийная трансформация медийных стереотипов «холодной войны» в рамках массовой/популярной культуры XXI века …………………………………………………………………. 125 15. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в постсоветскую эпоху (1992-2012) (на примере фильма «Душка» Й.Стеллинга, 2007)……………………..130 16. Анализ стереотипов политически ангажированных медиатекстов (на примере фильмов Ренни Харлина «Рожденный американцем» (1986) и «Пять дней в августе» (2011) ………….…………………….…137 17. Анализ элитарных медиатекстов (на примере кинематографического наследия Алена Роб-Грийе) ………………………………………………144 Заключение………………………………………………………………..……160 Литература …………………………………………………………………..…168 Коротко об авторе ………………………………………………………...........177