media | Дата: Пятница, 03.10.2014, 10:05 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 40
Статус: Offline
| В «Большой российской энциклопедии» появилась статья «Медиаобразование».
Федоров А.В. Медиаобразование // Большая российская энциклопедия. Т. 17. М.: Большая российская энциклопедия, 2012. С. 480.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критич. мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения разл. формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности. Существует также т. зр., согласно которой медиаграмотность – это часть более широкого и ёмкого понятия – информационная грамотность. Эта тенденция находит сегодня всё больше сторонников, хотя и здесь есть мн. терминологические разночтения. Осн. направления М.: М. будущих профессионалов в области массовой коммуникации – журналистов, редакторов, режиссёров, продюсеров, актеров, операторов и др.; М. будущих педагогов; М. как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в школах, средних спец. учебных заведениях, вузах, которое может быть интегрированным с традиц. дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); М. в учреждениях дополнит. образования и досуговых центрах; дистанционное М. школьников, студентов и взрослых с помощью медиа; самостоятельное (непрерывное) М. (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека). Позитивным результатом М. следует считать медиакомпетентность личности (media competence of personality) – совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей [показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный (оценочный), практико-операционный (деятельностный), креативный], способствующих выбору, использованию, критич. анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в разл. видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме. За последние десятилетия в мире сформировалось перспективное направление в педагогике – медиапедагогика (media pedagogy) – наука о М., медиаграмотности и медиакомпетентности, раскрывающая закономерности развития личности в процессе М. Сложилась и определённая система осн. терминов, которыми оперируют специалисты в области медиа. Вместе с тем, здесь не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только нац. научные школы, но и отдельные учёные разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиапедагогика» и т.д. Напр., во мн. англоязычных странах термин «медиаобразование» (media education) заменяется аналогом – «медиаграмотность» (media literacy). Однако термин «медиаграмотность», как правило, не употребляется во франкофонных (l'education aux medias – медиаобразование), испаноязычных (education para los medios – медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic – медиапедагогика) государствах. Значит. влияние на формирование терминологии, теории и методики М., оказал брит. учёный Л. Мастерман, считающий, что цель М. заключается не только в воспитании критич. мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров, но и «критической автономии». Брит. медиапедагог К. Бэзэлгэт убеждена, что суть М. в изучении шести т. н. ключевых понятий: «медийное агентство – источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медийный язык» (media language), «аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation). В России М. стало активно развиваться с 1920-х гг. (в виде движения ОДСК – Общества друзей советского кино, киноклубов, любительских кино/фотостудий, школьной прессы и т.д.). Теория и практика М. (на материале кинематографа, прессы, фотографии, телевидения, Интернета и т.д.) разрабатывались в О.А.Барановым, И.В.Вайсфельдом, Л.С.Зазнобиной, И.С.Левшиной, О.Ф.Нечай, С.Н.Пензиным, Г.А.Поличко, А.В.Спичкиным, А.В.Федоровым, Ю.Н.Усовым, А.В.Шариковым и др. медиапедагогами, специалистами по теории и практике в области М. Рос. медиапедагогов объединяет Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (осн. в 1967 как Совет по кинообразованию при Союзе кинематографистов СССР; с 1988 совр. назв.). А.В. Фёдоров.
|
|
| |