Подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
В монографии проанализированы социологические, правовые, культурологические, психологические, искусствоведческие и педагогические проблемы, связанные с воздействием, влиянием, следствиями контактов несовершеннолетней аудитории с изображением насилия на экране (кинематограф, телевидение, видео, компьютерные/видео игры и т.п.). Представлен широкий спектр мнений журналистов, сотрудников медийных корпораций, авторов произведений аудиовизуальной культуры и исследователей медиа по теме насилия на экране. Сделан контент-анализ российских фильмов и телепередач, связанных с данной тематикой. Приведены результаты анкетирования учащихся и учителей. Рассмотрены возможные пути противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию (в том числе – медиаобразовательные). В обширном приложении содержатся: списки книг, брошюр и статей, интернетных сайтов по проблемам прав ребенка, контактов несовершеннолетней аудитории с изображением насилия на экране; полные тексты анкет и результатов опроса учащихся и учителей; программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования».
Для преподавателей вузов, аспирантов, студентов, учителей, для широкой аудитории, интересующейся проблемами прав ребенка на получение гуманной медийной информации и контактов несовершеннолетней аудитории с изображением насилия на экране. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации 03.13.30. («Медиаобразование»), утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации.
This publication was supported under a grant funded by the Program of Individual Research of The John and Catherine MacArthur Foundation (grant N 03-77894-000-GSS).
Данное исследование выполнено и опубликовано при поддержке гранта программы индивидуальных исследований Фонда Джона и Кэтрин МакАртуров (грант N 03-77894-000-GSS).
Предварительные подходы к этому исследованию были начаты при поддержке грантов: Института «Открытое общество» (программа «Гражданское общество», грант № МСС809, 1998-1999), программы ECHO (Central European University, Budapest, Senior Visiting Grant, 1998), Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 99-06-00008а, 1999-2000) и Института Кеннана (2003).
Автор благодарит кандидата педагогических наук, члена Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России И.В.Челышеву за техническое содействие в организации анкетирования школьников и помощь в математической обработке анкет.
Оглавление Введение с.5 1. Российские журналисты, представители телеканалов, авторы произведений аудиовизуальной культуры и исследователи медиа о проблеме насилия на экране с.15 2. Российский экран и тема насилия с.32 3. Революционно-классовое насилие на российском экране с.40 4. Телевидение: права ребенка и передачи на криминальную тему с.52 5. Телевизионный кинорепертуар: мониторинг сцен насилия с.59 6. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» с.66 7. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране: предпочтения, воздействия, влияния, следствия контактов с.71 8. Отношение школьных учителей к проблеме насилия на экране с.142 9. Возможности ограничения и контроля показа насилия на экране с.155 10. Медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию с.170 11. Приложения с.180 11.1. Анкета «Насилие на экране и несовершеннолетняя аудитория» с.180 11.2. Результаты анкетирования учащихся младшего школьного возраста (7- 8 лет) с.195 11.3. Результаты анкетирования учащихся подросткового возраста (12-13 лет) с.213 11.4. Результаты анкетирования учащихся старшего школьного возраста (16-17 лет) с.229 11.5. Обобщенные результаты анкетирования учащихся с.246 11.6. Анкета «Российские учителя и проблема насилия на экране» с.262 11.7. Результаты анкетирования учителей по проблеме насилия на экране с.266 11.8. Анкета «Отношение учителей к медиаобразованию школьников и студентов» с.280 11.9. Отношение учителей к медиаобразованию школьников и студентов (анализ результатов анкетирования) с.284 11.10. Анкета для экспертов «Медиаобразование и медиаграмотность» с.320 11.11. Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов (анализ результатов анкетирования) с.328 11.12. Интегрированное медиаобразование в российской школе: анализ обязательного минимума содержания с.371 11.13. Программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования» с.381 11.14. Интернетные сайты организаций, чья деятельность связана с проблемой влияния «экранного насилия» на несовершеннолетнюю аудиторию с.399 Литература с.400 Коротко об авторе с.411