Подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
В монографии рассматриваются проблемы медиаобразования, медиаграмотности, медиакультуры, медиакомпетентности и развития критического мышления аудитории, прежде всего – молодежной (в частности, в рамках вузовской специализации «Медиаобразование») в контексте общих проблем становления современного информационного общества. Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Содержание
Введение. Важный шаг к консолидации российской медиапедагогики……………………………………………4 1. Эволюция российских научных исследований в области медиаобразования……………………11 2. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)……………… 70 3. Теологическая теория медиаобразования …………………………….. 96 4. Анализ культурной мифологии медиатекста на занятиях в студенческой аудитории на примере повести А.Беляева «Человек- амфибия» (1927) и ее экранизации (1961)… 101 5. «Тайна двух океанов» - роман и его экранизация: возможности структурного анализа на медиаобразовательных занятиях……111 6. Критический анализ медиатекста, содержащего сцены насилия, на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма «Груз 200»)……………………122 7. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях: творческие задания …. 150 8. Медиаобразование должно стать частью учебных программ…….... 161 9. Медиаобразование в России: Что нового? ………………….. 170 10. Медиаобразование неразрывно связано с развитием критического мышления личности………………186 11. Медийное насилие должно уступить место медиаобразованию……….. 196 Приложения…………………………………………………………….. 206 1.Краткая информация о научной школе «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством доктора педагогических наук, профессора А.В.Федорова 206 2.Таганрогский государственный педагогический институт - партнер ООН в рамках создания всемирного интернет-портала по медиаграмотности…………………212 3.Краткий список работ научной школы А.В.Федорова по тематике медиаобразования………216