Подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992- 2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.
Кинематограф остается эффективным средством влияния (в том числе и политического, идеологического) на аудиторию. Следовательно, изучение трансформации образа России на западном экране сегодня по-прежнему актуально. Среди задач, поставленных в монографии, – определение места и роли темы трансформации образа России в западном кинематографе с 1946 (старт послевоенной идеологической конфронтации) по 1991 (распад Советского Союза) годы в сравнении с тенденциями современной эпохи (1992-2010); изучение политического, идеологического, социального, культурного контекста, основных этапов развития, направлений, целей, задач, авторских концепций трактовки данной темы на западном экране; классификация и сравнительный анализ идеологии, моделей содержания, модификаций жанра, стереотипов западного кинематографа, связанного с трактовками образа России. Для исследователей в области политологии, культурологии, киноведения, медиакультуры, социологии, преподавателей, аспирантов и студентов вузов гуманитарных специальностей.
Данная монография написана при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект № 09-03-00032а/р «Сравнительный анализ трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2008)». Научный руководитель проекта – д.п.н., профессор А.В.Федоров.
Содержание Введение.……………………………………………………………… 5 1. Динамика кинопроизводства западных фильмов, связанных с советской/российской тематикой…………………………………… 8 2. Образ России на западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946-1991): от эпохи позднего сталинизма к эпохе «оттепели», от эпохи «разрядки» и «стагнации» до эпохи «перестройки»……………………………………………………….. 14 2.1. Пять медийных мифов времен идеологической конфронтации…… 14 2.2. Краткая история «идеологической борьбы» на экране (1946-1991 годы)………………………………………………………………….. 16 2.3. Кинематографические стереотипы эпохи «идеологической конфронтации» (1946-1991)………………………………………… 35 2.4. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946- 1991) (на примере фильма Т.Хэкфорда «Белые ночи»)…………… 56 3. Образ России на западном экране: современный этап (1992- 2010)… 66 3.1. Медийные мифы пост-коммунистических времен (1992-2010)…… 66 3.2. Краткая история трансформации российской тематики на западном экране: 1992-2010 годы………………….............................. 67 3.3. Кинематографические стереотипы российской темы на западном экране в современную эпоху (1992-2010 годы)……………………… 74 3.4. «Индиана Джонс и Храм хрустального черепа» Стивена Спилберга как пародийная трансформация медийных стереотипов «холодной войны» в рамках массовой/популярной культуры XXI века……… 89 3.5. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в постсоветскую эпоху (1992-2010) (на примере фильма «Душка» Й.Стеллинга)……………………………………… 94 Заключение…………………………………………………………… 101 Литература…………………………………………………………… 103 Приложения…………………………………………………………… 107 Прил. 1. Цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным с российской тематикой (1946-2009)…………………… 107 Прил. 2. Цифровые данные по жанрам западных игровых фильмов, связанных с российской тематикой (1946-2009)………… 109 Прил. 3. Цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным с советской/российской тематикой и советским фильмам на западную тему (1946-1991)…………………………… 111 Прил. 4. Ключевые даты и политические события в мире, важные для развития российско-западных отношений (1946-2009)………… 113 Прил. 5. Образ Запада на российском экране в эпоху «холодной войны»: эскизы. …………………………………………………….. 123 Прил.5.1. «Тайна двух океанов» – роман и его экранизация: идеологический и структурный анализ……………… 123 Прил.5.2. «Человек-амфибия» – роман и его экранизация: анализ культурной мифологии медиатекста…………………… 132 Прил. 5.3. «Случай с ефрейтором Кочетковым» (1955) и его ремикс «Сады скорпиона» (1991)………………………………… 139 Прил. 6. Фильмография (829 фильмов) по теме трансформации образа России на западном экране (1946-2009)…………………… 141 Коротко об авторе………………………………………………… 194