Подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2013. 230 c. (2-е издание, расширенное и дополненное)
Кинематограф остается эффективным средством влияния (в том числе и политического, идеологического) на аудиторию. Следовательно, изучение трансформации образа России на западном экране сегодня по-прежнему актуально. Среди задач, поставленных в монографии, - определение места и роли темы трансформации образа России в западном кинематографе с 1946 (старт послевоенной идеологической конфронтации) по 1991 (распад Советского Союза) годы в сравнении с тенденциями современной эпохи (1992-2010); изучение политического, идеологического, социального, культурного контекста, основных этапов развития, направлений, целей, задач, авторских концепций трактовки данной темы на западном экране; классификация и сравнительный анализ идеологии, моделей содержания, модификаций жанра, стереотипов западного кинематографа, связанного с трактовками образа России. Во второе расширенное и дополненное издание 2013 года вошли новые материалы по заявленной тематике.
Для исследователей в области политологии, культурологии, киноведения, медиакультуры, социологии, преподавателей, аспирантов и студентов вузов гуманитарных специальностей.
Данная монография написана при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект № 09-03-00032а/р «Сравнительный анализ трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2008)». Научный руководитель проекта – д.п.н., профессор А.В.Федоров.
Содержание Введение.……………………………………………………………… 5 1. Динамика кинопроизводства западных фильмов, связанных с советской/российской тематикой……………………………………… 8 2. Образ России на западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946-1991): от эпохи позднего сталинизма к эпохе «оттепели», от эпохи «разрядки» и «стагнации» до эпохи «перестройки»……………………………………………………….. 14 2.1. Пять медийных мифов времен идеологической конфронтации…… 14 2.2. Краткая история «идеологической борьбы» на экране (1946-1991 годы)………………………………………………………………….. 16 2.3. Кинематографические стереотипы эпохи «идеологической конфронтации» (1946-1991)………………………………………… 36 2.4. Анализ медийных стереотипов положительного образа СССР и советских персонажей в американских фильмах 1943-1945 годов… 57 2.5. Анализ медийных стереотипов положительного образа России на примере экранизаций романа Жюля Верна «Михаил Строгов» 64 2.6 Григорий Распутин как западный кинообраз варварской России 71 2.7 Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946- 1991) (на примере фильма Т.Хэкфорда «Белые ночи»)……………… 77 2.8. Анализ стереотипов политически ангажированных медиатекстов (на примере фильмов Ренни Харлина «Рожденный американцем» (1986) и «Пять дней в августе» (2011) ………………………….. 88 3. Образ России на западном экране: современный этап (1992-2010)… 95 3.1. Медийные мифы пост-коммунистических времен (1992-2010)…… 95 3.2. Краткая история трансформации российской тематики на западном экране: 1992-2010 годы………………….............................. 96 3.3. Кинематографические стереотипы российской темы на западном экране в современную эпоху (1992-2010 годы)……………………… 103 3.4. «Индиана Джонс и Храм хрустального черепа» Стивена Спилберга как пародийная трансформация медийных стереотипов «холодной войны» в рамках массовой/популярной культуры XXI века………… 119 3.5. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в постсоветскую эпоху (1992-2010) (на примере фильма «Душка» Й.Стеллинга)……………………………………… 124 Заключение…………………………………………………………… 131 Литература…………………………………………………………… 133 Приложения…………………………………………………………… 137 Прил. 1. Цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным с российской тематикой (1946-2009)…………………… 137 Прил. 2. Цифровые данные по жанрам западных игровых фильмов, связанных с российской тематикой (1946-2009)………… 139 Прил. 3. Цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным с советской/российской тематикой и советским фильмам на западную тему (1946-1991)……………………………… 141 Прил. 4. Ключевые даты и политические события в мире, важные для развития российско-западных отношений (1946-2009)………… 143 Прил. 5. Образ Запада на российском экране в эпоху «холодной войны»: эскизы. …………………………………………………….. 153 Прил.5.1. «Тайна двух океанов» - роман и его экранизация: идеологический и структурный анализ……………… 153 Прил.5.2. «Человек-амфибия» - роман и его экранизация: анализ культурной мифологии медиатекста…………………… 162 Прил. 5.3. «Случай с ефрейтором Кочетковым» (1955) и его ремикс «Сады скорпиона» (1991)………………………………… 169 Прил. 6. Фильмография (830 фильмов) по теме трансформации образа России на западном экране (1946-2009)…………………… 171 Коротко об авторе………………………………………………… 225