Подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
В монографии рассматриваются вопросы развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза (в рамках специализации «Медиаобразование», государственный регистрационный № 03.13.30) в контексте общих проблем медиаобразования и медиаграмотности. Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Исследование, положенное в основу настоящего издания, выполнено при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (гос. регистр. № 03.13.30)». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В.Федоров.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 5 1. Медиакомпетентность личности: от терминологии – к показателям 21 2. Профессиональная медиакомпетентность современного педагога: классификация показателей………………………………………………… 60 3. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия………………………………………………………………………. 73 4. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей………………… 94 5. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла………………………………………………. 138 6. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы…. 147 7. Интерактивное развитие медиакомпетентности и критического мышления в Web Quest и деловой интернет-игре……………………….. 174 8. Обучение критическому анализу медиатекстов и процессов функционирования медиа в социуме………………………………………. 189 8.1. Контент-анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………………………………………. 195 8.2. Структурный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………………………………………. 210 8.3. Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………… 221 8.4. Анализ медийных стереотипов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………………………………………………… 228 8.5. Анализ культурной мифологии медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………….. 244 8.6. Анализ персонажей медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………………………. 267 8.7. Автобиографический (личностный) анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………….. 289 8.8. Иконографический анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………………………. 300 8.9. Семиотический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории………………………………………. 318 8.10. Идентификационный анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………….. 332 8.11. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………………………. 342 8.12. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………………………………………. 369 8.13. Эстетический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………………………. 387 8.14. Культивационный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………………………. 420 8.15. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………….. 435 9. Сравнительный анализ уровней показателей развития медиакомпетентности студентов в контрольной и экспериментальной группах……………………………………………………………………….. 463 Заключение…………………………………………………………………… 500 Приложения…………………………………………………………………. 511 Приложение 1. Блоки вопросов и заданий для выявления уровней медиакомпетентности студентов…………………………………………… 511 Приложение 2. Программа учебного курса для вузов «Основы медиакомпетентности»……………………………………………………… 531 Приложение 3. Программа учебного курса для вузов «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования»…… 549 Литература по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиакультуры, информационной культуры, развития медиакомпетентности, медиаграмотности………………………………… 566 Список диссертаций по тематике медиаобразования, медиаграмотности защищенных с 2000 по 2006 годы…………………………………………. 600 Адреса основных российских и зарубежных интернетных сайтов, отражающих тематику медиаобразования, медиакомпетентности……. 603 Литература, диссертации и интернет-сайты по проблемам развития критического мышления……………………………………………………. 610