Медиаобразование и медиакультура
your slogan
Суббота, 20.04.2024, 15:41


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная В «Большой российской энциклопедии» - Медиаобразование - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Test category » Test forum » В «Большой российской энциклопедии» - Медиаобразование
В «Большой российской энциклопедии» - Медиаобразование
mediaДата: Пятница, 03.10.2014, 10:05 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 40
Репутация: 0
Статус: Offline
В «Большой российской энциклопедии» появилась статья «Медиаобразование».

Федоров А.В. Медиаобразование // Большая российская энциклопедия. Т. 17. М.: Большая российская энциклопедия, 2012. С. 480.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития личности с помощью и на материале
средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры
общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критич.
мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки
медиатекстов, обучения разл. формам самовыражения при помощи
медиатехники, обретения медиаграмотности. Существует также т. зр.,
согласно которой медиаграмотность – это часть более широкого и ёмкого
понятия – информационная грамотность. Эта тенденция находит сегодня всё
больше сторонников, хотя и здесь есть мн. терминологические разночтения.
Осн. направления М.: М. будущих профессионалов в области массовой
коммуникации – журналистов, редакторов, режиссёров, продюсеров, актеров,
операторов и др.; М. будущих педагогов; М. как часть общего образования
школьников и студентов, обучающихся в школах, средних спец. учебных
заведениях, вузах, которое может быть интегрированным с традиц.
дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и
т.д.); М. в учреждениях дополнит. образования и досуговых центрах;
дистанционное М. школьников, студентов и взрослых с помощью медиа;
самостоятельное (непрерывное) М. (которое теоретически может
осуществляться в течение всей жизни человека).
Позитивным результатом М. следует считать медиакомпетентность личности
(media competence of personality) – совокупность её мотивов, знаний,
умений, способностей [показатели: мотивационный, контактный,
информационный, перцептивный, интерпретационный (оценочный),
практико-операционный (деятельностный), креативный], способствующих
выбору, использованию, критич. анализу, оценке, созданию и передаче
медиатекстов в разл. видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов
функционирования медиа в социуме.
За последние десятилетия в мире сформировалось перспективное направление
в педагогике – медиапедагогика (media pedagogy) – наука о М.,
медиаграмотности и медиакомпетентности, раскрывающая закономерности
развития личности в процессе М. Сложилась и определённая система осн.
терминов, которыми оперируют специалисты в области медиа. Вместе с тем,
здесь не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии.
Как правило, не только нац. научные школы, но и отдельные учёные разных
стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как
«медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность»,
«медиакомпетентность», «медиапедагогика» и т.д. Напр., во мн.
англоязычных странах термин «медиаобразование» (media education)
заменяется аналогом – «медиаграмотность» (media literacy). Однако термин
«медиаграмотность», как правило, не употребляется во франкофонных
(l'education aux medias – медиаобразование), испаноязычных (education
para los medios – медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic –
медиапедагогика) государствах.
Значит. влияние на формирование терминологии, теории и методики М.,
оказал брит. учёный Л. Мастерман, считающий, что цель М. заключается не
только в воспитании критич. мышления по отношению к медиатекстам любых
видов и жанров, но и «критической автономии». Брит. медиапедагог К.
Бэзэлгэт убеждена, что суть М. в изучении шести т. н. ключевых понятий:
«медийное агентство – источник медийной информации» (media agency),
«категория медиа» (media category), «технология медиа» (media
technology), «медийный язык» (media language), «аудитория медиа» (media
audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media
representation).
В России М. стало активно развиваться с 1920-х гг. (в виде движения ОДСК
– Общества друзей советского кино, киноклубов, любительских
кино/фотостудий, школьной прессы и т.д.). Теория и практика М. (на
материале кинематографа, прессы, фотографии, телевидения, Интернета и
т.д.) разрабатывались в О.А.Барановым, И.В.Вайсфельдом, Л.С.Зазнобиной,
И.С.Левшиной, О.Ф.Нечай, С.Н.Пензиным, Г.А.Поличко, А.В.Спичкиным,
А.В.Федоровым, Ю.Н.Усовым, А.В.Шариковым и др. медиапедагогами,
специалистами по теории и практике в области М. Рос. медиапедагогов
объединяет Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (осн. в
1967 как Совет по кинообразованию при Союзе кинематографистов СССР; с
1988 совр. назв.).
А.В. Фёдоров.
 
Форум » Test category » Test forum » В «Большой российской энциклопедии» - Медиаобразование
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz